Психология

Одесский институт ЧАО «ВУЗ «МАУП» готовит специалистов отрасли 05 "Социальные и поведенческие науки" 053 "Психология" первого (бакалаврского) и второго (магистерского) уровня высшего образования. Выпускающей кафедрой по специальности 053 «Психология» является кафедра общенаучных, социальных и поведенческих дисциплин.

Программа специальности 053 «Психология» ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов психологии предполагает, прежде всего, их развитие в личностном, профессиональном и социальном плане, а ее результатом является не просто приобретение психологических знаний, умений и навыков, а формирование ключевых профессиональных компетенций, адекватных современным социокультурным условиям. Учебный процесс подготовки психологов осуществляется с учетом дидактических возможностей современных информационно-коммуникационных технологий обучения и ориентируется на формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к самообразованию, постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности, быстрой адаптации к изменениям в социально-культурной сфере, систем управления и организации труда в условиях рыночной экономики. В системе современного научного знания психология занимает особое место, что определено ее спецификой, ведь она сочетает в себе теоретические основы, на которых базируется, и практическую деятельность с различными клиентами. Специалисты психологи способны выступать своеобразными посредниками в системе взаимодействия личности, семьи и общества, активно влиять на создание позитивных отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, осуществлять поддержку полезных инициатив, стимулировать различные виды помощи, осуществлять психологические исследования и др. Отдельное внимание уделено развитию у студентов необходимых профессиональных навыков для эффективного психологического консультирования других людей. Психологи также овладевают основными принципами составления психокорекційних программ и осуществления психокоррекционной помощи.

Специалисты по направлению подготовки «Психология» могут выполнять научно - исследовательскую, образовательную, управленческую, психодіагностичну, консультативную и психокоррекционную работу: в научных и образовательных учреждениях различного уровня; в учреждениях социальной сфер, занимающихся социально-психологической помощью; экономических учреждениях, выполняя обязанности по работе с персоналом; медицинских учреждениях, осуществляя психологическое сопровождение больных лиц; в силовых структурах вместе с другими специалистами принимая участие в правоохранительной деятельности. Также психологи разрабатывают рекомендации и внедряют психогігієнічні мероприятия для улучшения условий обучения, воспитания и производственной деятельности человека. Выпускники психологи готовятся к работе в системе образования, медицины, социальной помощи населению, социальной службе для семьи, детей и молодежи, в Вооруженных силах, СБУ, МВД, административных, политических и частных структурах.

Основная цель специальности – предоставить образование в области социальных и поведенческих наук с широкими возможностями трудоустройства для успешной профессиональной самореализации на рынке труда, сформировать основные компетенции психолога, способного к самостоятельной работе и продолжения образования за докторскими программами по психологии. Программа предусматривает возможность специализации.

Основные специализации для получения степени бакалавра:

• Психология.

Основные специализации для получения степени магистра:

• Психология.


Компетенции, формируемые в результате обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки


Знание и понимание:
• фундаментальных теоретических и практических знаний относительно психологических аспектов деятельности и поведения человека, понимания целостного феномена существования личности человека, его психического здоровья;
• теоретических основ и практических навыков аналитической работы с целью определения факторов возникновения психологических проблем;
• теоретико-методологического обоснования экспериментально-исследовательских программ;
• современных и классических методов диагностики индивидуально-психологических особенностей личности;
• теоретико-методологического обоснования и принципов организации психопрофилактической, психокоррекционной, психотерапевтической работы с различными слоями населения в различных отраслях психологии;
• методико-психологического обеспечения и психологического обоснования различных форм организации учебно-воспитательного процесса в высших и средних учебных заведениях.
Уметь применять знания и понимание:
• фундаментальные и практические знания в области психологии при решении конкретных психологических учебно-воспитательных и научно-методических задач;
• использовать приобретенные новые знания и инновации в практической деятельности, профессионально ориентироваться в современных информационно-коммуникационной системах, владеть новейшими технологиями обработки информации;
• разрабатывать и внедрять научные исследования по актуальным вопросам в различных отраслях психологии;
• разрабатывать и внедрять психодиагностические программы, направленные на изучение индивидуально-психологических особенностей личности, психологических особенностей групп и коллективов;
• владеть современными методами психотерапии, психокоррекции, профориентационной и консультативной работы;
• владеть техникой проведения социально-психологического тренинга;
• владеть методами психологического формирования учебно-воспитательного процесса в высших и средних учебных заведениях;
• владеть современными методами преподавания психологии, проведения практических, семинарских занятий, лабораторных работ;
• готовить научные статьи и участвовать в работе психологических конференций, съездов и т. п, по результатам проведения научно-исследовательской работы;
• вести делопроизводство и общение государственным языком и иностранными языками.

Способность использовать профессионально-профилированные знания, умения и навыки:
• в практически-психологической работе (практический психолог; психолог; психолог-консультант; консультант психолого-медико-педагогической консультации);
• в научно-исследовательской работе (научный сотрудник (психология) в научно-исследовательских институтах; ассистент, преподаватель в высших и средних учебных заведениях);
• в педагогической работе (ассистент, преподаватель (психологические дисциплины) в высших и средних учебных заведений).

ПРОГРАММНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
1. Специальные (профессиональные)
• Способность к аналитико-синтетической деятельности мисленєвої
• Способность к непрерывному и актуального обучения
• Освоения новых знаний, методических разработок, накопленных в международной психологической практике.
•Способность к систематизации результатов научного поиска по проблемам исследования
•Способность понимать и использовать инновационные технологии в профессиональной деятельности
• Способность эффективно взаимодействовать и индивидуальном и социальном уровне
• Способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, знания основ делового общения, навыки работы в команде
• Способность к обеспечению профессиональной самореализации индивида
• Способность к диагностико-консультативной деятельности
• Способность к производственно-управленческой деятельности
• Способность к социально-технологической деятельности
• Способность к реабилитационно-профилактической деятельности

СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ:
1.Подходы к обучению:
 Студентоцентроване обучения.  Теоретическое обучение (лекции, семинары, практические занятия в малых группах, самостоятельная работа на основе монографий, новейших публикаций, консультации с преподавателями, подготовка магистерской работы) с выполнением практических заданий по консультированию и аналитики, использованием тренингов, Case stady, дискуссий, игровых ситуаций,  тестирования, брейн-стормингу (интеллектуальный штурм).
 2. Система оценивания:
Тестирование знаний, опросы, дискуссии, самоконтроль и самооценка, устные и письменные экзамены;  презентации;  текущий контроль;  письменные эссе; контрольные работы, курсовые (проектные) работы и их защита;  отчеты о практике, государственный экзамен;  защита магистерской работы (проекта).

ПРОГРАММНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
• Уметь обеспечивать эффективный поиск, анализировать и структурировать информацию на основе логических аргументов и проверенных фактов;
• Владеть методологией, технологиями и методами научного исследования, различными направлениями и инструментами аналитической деятельности;
• Уметь анализировать и интерпретировать результаты исследований;
• Уметь использовать теоретико-методологические знания проблем психологии в исследовании и объяснении психических явлений;
• Уметь проводить психологический эксперимент, обрабатывать и оценивать его результаты.
• Уметь использовать приобретенные новые знания и разработки в практической деятельности;
• Профессионально ориентироваться в современных теоретических подходах и практических направлениях.
• Уметь самостоятельно прорабатывать научные источники, добыча актуальных новейших мировых разработок, что носят теоретический характер;
• Использовать теоретические знания для разработки, внедрения новых методов психодиагностики, коррекции, консультирования, обрабатывать статистическими методами получены эмпирические данные.
• Применять информационно-коммуникационные системы, владеть новейшими технологическими методиками обработками информации
• Владеть элементами педагогического мастерства;
• Уметь проводить воспитательную работу по сплочению коллектива;
• Понимать сущность и закономерности психических явлений, психологическую структуру личности, теории личности, условия ее развития и формирования;
• Прогнозировать социально-психологические процессы, внедрять новейшие технологии обучения
• Уметь выстраивать коммуникационные связи с различными группами субъектов психологической работы (клиентами, местными жителями, специалистами, консультантами);
• Владеть навыками и умениями качественного, профессионального устного, письменного общения, что является предпосылкой профессиональной эффективности;
• Обосновывать и продуктивно обучать, обеспечивать развитие и коррекцию деятельности индивида, социальной группы;
• Уметь сопровождать работу персонала с целью достижения желаемого результата труда и удовлетворение его потребностей;
• Изучать и обобщать психологические проблемы, давать рекомендации по их решению
• Уметь планировать основные этапы психологического консультирования: подготовка, диагноз, планирование действий, внедрение;
• Выявлять индивидуально-типологические особенности личности;
• Обеспечивать переход от диагностической к консультативной работе с учетом особенностей клиента;
• Прогнозировать поведение личности и ее развитие;
• Уметь разрабатывать комплексные программы диагностико-консультавної работы и осуществлять организацию психолого-консультативных пунктов;
• Организовывать работу служб психологической помощи разным слоям населения.
• Уметь организовывать и проводить психодиагностические исследования в сфере профориентации, профессионального отбора и профессиональной адаптации персонала;
• Осуществлять консультативную помощь в производственной деятельности;
• Проводить оптимизацию социально-психологического климата в организациях
• Выявлять специфику социальных и этнических стереотипов, предубеждений;
• Применять психологические методы анализа основных жизненных потребностей вынужденных мигрантов, других проблемных социальных и этнических групп;
• Уметь организовать и оказать социально-психологическую помощь различным слоям населения;
• Оказывать психологическую помощь в экстремальных ситуациях;
• Организовывать и проводить реабилитационные мероприятия психологической защиты граждан в кризисных ситуациях;
• Обеспечивать работу системы психологических служб, осуществляющих помощь населению.

Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности 053 «Психология» осуществляется по соответствующим уровням высшего образования: бакалавр; магистр профессионального направления.

СПОСОБНОСТЬ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ:
Бакалавр по специальности 053 «Психология» может выполнять профессиональную работу, и занимать следующие первичные должности:
• психолог (в учреждениях образования (дошкольные учебные заведения, общеобразовательные и специализированные школы);
• специалист по оказанию помощи неблагополучным семьям;
• специалист по социальной работе;
• председатель секции (творческой).
• психолог-консультант;
• профконсультант;
• психолог может также занимать должности, которые не требуют углубленных профессиональных знаний, сложной исследовательской работы и которые ориентированы преимущественно на решение стереотипных задач деятельности.

Магистр по специальности 053 «Психология» может выполнять профессиональную работу, и занимать следующие первичные должности:
• психолог;
• практический психолог;
• младший научный сотрудник;
• преподавателя психологии в высших учебных заведениях;
• консультант психолого-медико-педагогической комиссии;
• научный консультант в государственных и общественных учреждениях;
• психолог маркетинговых отделов компаний и отделов по работе с персоналом;
• руководитель структурного подразделения – главный специалист;
• консультант по вопросам здорового образа жизни;
• руководитель проектов и программ в сфере нематериального производства.
• психолог в научных институтах, на промышленных предприятиях и в малом бизнесе, в Вооруженных силах Украины и других силовых структурах, в органах власти, в организациях, которые занимаются производством и реализацией услуг;
• консультанта по общественно-политическим вопросам;
• руководитель учебно-воспитательного заведения (средней общеобразовательной школы, специализированной школы, гимназии, интерната и т. п);
• директор кабинета (методического, учебно-методического).